
В ноябре 2013 года на обозрение общественности, связанной с жанром авторской песни (АП), Дмитрий Сухарев представил свой доклад "Авторская песня и власть". С текстом доклада и обсуждением можно познакомится на форуме сайте kspufa.ru.
Если кратко, то смысл в том, что у каждого может быть своё мнение. Но сейчас власть просит помочь в воспитании патриотизма. И надо хотя бы немного, в меру своих возможностей, помогать Президенту России в его желании сотрудничать с творческой интеллигенцией.
Комментарий много, но важных - почти нет. Приведу парочку..
Виктор Кузьменко, бард, автор песен:
"Для себя считаю бессмысленным писать что-то на злобу дня. Всегда считал и считаю, что для поэзии вполне достаточно вечных вопросов — личность и её внутренний мир. И вообще, искусство от аналитики, на мой взгляд, отличается тем, что ставит вопросы, а не отвечает на них, показывает болевые точки, а не врачует. Конечно были и есть поэты трибуны, они, наверное, тоже необходимы. Слепым всегда нужен поводырь. Они не сами мыслят, а копят чужие цитаты, ссылки, выдержки из речей, строфы и строчки, опираясь во всём на них, а не на здравый смысл. Что касается Сухарева и его послания. Меня ни что не удивило и даже не покоробило. У него есть право иметь именно такую точку зрения. Зная его творчество не только по песням, ожидать чего-то другого не следует. С позиции советского человека, убеждённого коммуниста, и дисциплинированного гражданина, он бесспорно прав. Это его правда, её надо просто принять и дальше любить его как поэта. Я в чём-то не согласен, но это мои тараканы."
Анатолий Макеев, многолетний председатель КСП "Сентябрь", исполнитель:
"Есть ли какая-то особенная роль АП в жизни людей? Насчёт того, что "ЕСТЬ" можно и посомневаться, а насчёт что "БЫЛА" - однозначно, иначе нам сейчас и не о чем было бы говорить.
Старая, классическая АП в основном игнорировала вопросы политики и отношения к власти, за достаточно редкими исключениями. АП и так-то обреталась в узком кругу, а её политическая отрасль и вовсе была настолько законспирирована, что в 70е - 80е скажем у нас в Уфе что-то знали из диссидентского Кима или Галича буквально единицы.
Зато она ставила очень высокие нравственные ориентиры, давала (да впрочем и продолжает, поскольку ещё и до сих пор не совсем утратила популярность) картину чистых, честных, благородных, бескорыстных и т.п. ну в общем очень красивых и привлекательных человеческих отношений. И в этом была однозначно патриотической."Честно говоря, никогда не считал АП - жанром оппозиционным. Те, кто воспитан во времена СССР, почему-то любят считать себя диссидентами. Но не было почти ничего оппозиционного в их произведениях. А нынешние молодые авторы, скорее, занимаются эпатажем, желанием выделиться. Они, скорее, аполитичны. Витают в музыкальных сферах и не думают о политике. Им бы денег заработать..
Лично моё мнение, что авторская бардовская песня не должна быть политической. Для данного жанра важны такие слова, как Культура, Мораль, Нравственность. Эти понятия вне текущей политики, вне тех или иных президентов и олигархов. Даже не всегда в пределах тех или иных границ и государств. И в этом сила АП. В ней говорится о том, чем живёт конкретный человек. И осмеиваются или возвеличиваются человеческие качества. Патриотизм в каждой песне. Но это не гимны и молитвы, а живая речь. Не зря считается, что бардовская песня - это разговор между исполнителем и слушателем. Есть и прикладная польза. Когда люди поют, они не воюют и не воруют. Поэтому надо бы развивать самодеятельную песню. Это не искусство, но возможность вести интересную жизнь, правильно потратить своё свободное время!
Всё же, АП - это патриотическая песня. И в этой области сотрудничать с властью надо. Почему бы государству не поддерживать фестивали и клубы самодеятельной песни? Тогда и отдача будут! Хотя, "каждый пишет как он слышит" - "не стараясь угодить". Интеллигенция - это не серьёзно!