Очень трудно отказаться от предложений, сделанных организационным комитетом фестиваля "Агидель"! Ляпнешь, что, мол, готов что-то сделать на фестивале и сразу дают возможность проявить инициативу. Обычно, наоборот, затягивают, ставят препоны. Так и в прошлом году, сказал, что хорошо бы иметь КСП "Сентябрь" небольшой уголок, где можно самостоятельно порулить - предоставили! А в этом году даже свою аппаратуру не надо было устанавливать. И даже флаг не повесили - были сделаны красивые баннеры. И осталось от нашей площадке лишь главное - возможность порулить Хотя, флаг бы я повесил. Но свои же ребята намекнули, что выглядеть он будет слишком самодеятельно. Разубеждать не стал, что сделанный своими руками флаг в любом случае лучше напечатанного на принтере баннера. Пусть дорастут до понимания эксклюзивности, молодые ещё Да и баннер, где была изображена эмблема клуба, содержал содержательную ошибку - вместо клуба самодеятельной песни мы стали клубом авторской песни. А разница есть. И она достаточно принципиальная!
Вернусь к музыкальной площадке. На фестивале в этом 2013 году было их три! А может и больше. Думаю, что такой подход правильный. Но не всем он понравился. Дело в том, что на площадках не получалось набрать единовременно больше 10-15 человек. Это днём в субботу, когда и работали все три музыкальные сцены. Даже мэтры и полумэтры Челябинска не собрали много народу. Лично мне это понятно и для меня всё логично. Для городского фестиваля, где люди собираются лишь на концерты, а не тусуются постоянно в месте проведения, зрителей днём в субботу в хорошую погоду, когда есть сады, а у некоторых и работа, найти сложно. Именно поэтому свою площадку рассматривали как место, где каждый может репетировать, постоять, почувствовать себя на сцене, спеть перед микрофоном. Это место не для слушателей, а для желающих высказаться. И в этом случае не важно, сколько человек тебя слушает. Важно, как сам воспринимаешь себя на сцене. Профессиональные участники, конечно же, не обращали на нас внимания. Им нужен слушатель, зритель. Они уже многое умеют. Им петь для себя просто скучно, стеснительно и не по рангу. Однако, кое-кто и на пять человек не стеснялся попеть.
Работу начали в пятницу. Обещали установить аппаратуру в 11 утра. Однако, оказалось, что в реальности планировали лишь к трём часам дня всё сделать. Честно говоря, зная некие внутренние процедуры, ожидал, что всё будет готово к четырём часам дня. Так что, получилось лучше ожидания. Две колонки, два микрофона, один гитарный шнур, слабенький пультик, без мониторов. Потом принесли некий обработчик звука и добавили по минимуму эффектов. Для нашего зала аппаратура достаточно. Личная лень помешала мне сразу принести свой пульт, микрофон, шнуры, монитор, стойку. На второй день исправился. Особенно важно для тех, кто ещё не умеет петь на зрительный зал, слышать себя в мониторе. Иначе они раскрывают рты, а себя не слышат, нет обратной связи. Опытные "выступальщики" умеют с этим справляться, а начинающие не понимают, что со звуком.
В пятницу маленькая сцена очень помогла нам самим. Была возможность потенциальным участникам конкурсного концерта репетировать с микрофоном. Полагаю, это сыграло свою положительную роль при выступлении. Проверили, как всё звучит. Были и мини концерты тех людей, которых хотелось послушать, Кати Романовой, Вадима Стройкина. Могли бы ещё пригласить, но началась настройка аппаратуры на основной водной сцене и последующий концерт. В это время нам работать не очень разрешили, да и было сложно - звук с основной сцены пробивался через окна к нам, тем более, что и окна-то были без стёкол. Поэтому вторая часть началась уже после 11 вечера. Открытый микрофон, где мог выступить каждый с 2-3 песнями. Полтора часа длилось это действие. И народ был - слушатели, выступающие. К часу закруглили. Многие ушли на "Менестрельник", который проходил в это время в закрытом помещении базы отдыха. После часа ночи удалось минут 15 попеть самому, хотя и при двух зрителях. В половине второго сцену закрыли.
В субботу открылись в 12 часов, чуть позже. Пока установили, настроили.. Планировали с часу дня до трёх часов сделать концерт участников нашего клуба. Но не удалось! Кто-то работал, кто-то не захотел. Большинство разбежалось по мастерским и прослушкам, да там и пропало. Эпизодически кто-то подходил, пел, бренчал на гитаре. Сцена не пустовала, но это именно тот момент, когда зрителей было от 3 до 10 человек. Спасибо за возможность постоять и попеть некоторые, всё же, говорили. Подходила и молодёжь. Но вот одно наблюдение - большинство спело и уходило. Им не было интересно слушать других. Эта особенность сейчас проявляется очень отчётливо - или слушают уже признанных бардов, или не слушают никого другого. Но ведь надо понимать, что если ты не интересуешься творчеством других людей, то и они к тебе будут относиться так же. У нас в клубе случается аналогичный подход к выступающим. Однако, костяк клуба знает и слушает всех. И довольно снисходительно, без претензий относится к чужим ошибкам.
Задумывалось, что в субботу будем петь сами и приглашать людей конкретно к нашему костру. Так не получилось. Ответственный за выступления убежала со всей компанией красоваться перед мастерующими и пришлось одному отдуваться. После пяти дня и до семи восстановили обычный для нас режим "карусели", когда каждый поёт по три песни. И продолжили концерт даже в то время, когда шёл основной концерт на воде. К сожалению, в нашей "стекляшке" отсутствовали окна и звук сильно мешал. А если мы добавляли звука, то мешали слушать зрителям основного концерта. Решение проблемы - всего-то вставить окна и закрыть двери. Звукоизоляция была бы нормальная и могли работать параллельно несколько сцен.
После одиннадцати вечера и до часу сделали совсем не бардовский концерт. Получившуюся какофонию надо было слышать. Музыкальный драйф почти запредельный. После двух дней слушания бардов можно и отдохнуть. Были и танцы. Меня упрекнули, что это совсем не бардовский концерт. Однако, сколько же их слушать? Народ устал. Да и в это время в закрытом помещении шла "Чайхана" для избранных. А нам что, посидеть, покуралесить, оторваться. Так и сделали! Думаю, всё было логично. И вполне на принципах выживания сцены и разнообразия фестиваля.
Что случилось после половины второго ночи - не знаю. Пришлось уехать. А люди ещё оставались! Подробности не рассказывали, но, надеюсь, всё закончилось вполне прилично.
Конечно, такая музыкальная площадка нужна. Хорошо бы иметь три человека в её оргах - работать со звуком, определять очередность, приглашать гостей и слушателей. Ещё бы парочку постоянных зрителей и парочку людей, способных заполнять музыкальные паузы и знающих много песен. И эти люди должны быть именно на площадке, а не бегать по всем мероприятиям. Это, кстати, не благодарная работа. Мне, например, ничего и не удалось увидеть на фестивале. Готовы ли создать более удачную обстановку на будущий год? Хотелось бы верить, что можем. Но в этом году силы основные были направлены на другое.
Есть ли творческая составляющая и творческие находки. Сложно сказать. Что-то интересное было на пограничных направлениях. Но в остальном - в прошлом году изюминок случилось больше.
Добавлю, что, хотя, пишу от себя лично, но народу клубного было много. Перечислять не стану и благодарить не буду - пусть сами высказываются. Какая-то движуха есть. И прогресс даже выразился в результатах конкурса. Появился клубный дух. Но не всеми он осознан. Самодеятельность и не обязательность, вольность присутствовали и будут присутствовать всегда в неформальных объединениях. Однако, планировать и организовывать в такой ситуации сложно. Проблема решается увеличением участников клуба и тройным резервом. Мне жаль, что Анатолий Макеев не помогает нам. Хотя, на данном фестивале, у него были уважительные причины. Свадьба сына, можно сказать. Если бы не лень и природная скромность, то можно было бы толпу своих сентябрьских людей собрать. Хотя бы попросить прийти построже. А может и не надо давить..
Впереди лето - уже начинаю ждать осени и нового клубного сезона. Каким он будет?